www.rmtour.ru
 Finnish    English    German   На первую страницу e-mail
Русский Музей

Виртуальные прогулки по Русскому музею

Флигель Росси
















Русский музей » Флигель Росси » Зал 6

Зал 6

Резьба и роспись по дереву XIX–начала XX веков

В шестом зале экспонируются произведения резьбы и росписи по дереву XIX–начала XX веков. О крестьянской мебели дает представление расписной шкаф 1892 года из Архангельской губернии. Свадебные дуги, как важный обрядовый предмет, служили не одному поколению жителей села, их украшали не только живописью, но и позолотой.

В XIX веке один из крупных центров росписи находился в районе Пермогорья на Северной Двине. Здесь расписывали деревянные ковши-скопкари, миски, кружки, прялки, берестяные туеса, лукошки и коробейки. На реке Уфтюге существовал промысел расписных туесов. Мезенская роспись выделяется монохромностью цвета и преимущественно геометрическим орнаментом. Лишь на прялках в нем присутствуют ряды бегущих коней и оленей.

Локальные особенности резьбы и росписи по дереву наглядно демонстрируют русские прялки. Этот предмет имел особое значение в народном быту: орудие женского труда в прядении нитей было также и обрядовым участником девичьих посиделок, и свадебным подарком отца дочери в новую семейную жизнь.

Любая прялка состоит из трех частей: лопастки, к которой привязывалась кудель, ножки и донца, куда пряха садилась для работы. Почти в каждой местности прялки обладали особенностями форм и декора, помещавшегося главным образом на лопастках и ножках. Только в деревнях близ Городца Нижегородской губернии украшали не лопасть и ножку, а донце прялки. По окончании работы, пряха вставала с донца и вешала его на стену избы как картину. В первой половине XIX века донца украшали виртуозно выполненной скобчатой резьбой с инкрустацией мореным дубом. С 1870-х годов резьбу сменила роспись. Сюжеты Городецкой резьбы, а затем и росписи представляли собой композиции гуляний дам и кавалеров, застолий, свадебных выездов, охоты.

В собрании Русского музея хранятся и произведения всемирно известной хохломской росписи. Огромные чаши, миски, кувшины, кадки, ложки, выточенные из дерева, натирали специальным грунтом с оловянным порошком, писали по нему традиционные растительные орнаменты и после просушки покрывали слоем прозрачной олифы.

В Вологодской губернии на реке Шомоксе близ Великого Устюга сложился центр резьбы по бересте. Весной крестьяне собирали кору молодой березы и, распарив ее в русской печке, использовали для создания берестяного кружева. Тупым шилом без предварительного рисунка наносили узор, который затем просекали острым ножом. Такой ажурной берестой одевали туеса, шкатулки, коробочки, очешники и другие разнообразные по форме и размерам вещи.


Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей.
go top