www.rmtour.ru
 Finnish    English    German   На первую страницу e-mail
Русский Музей

Виртуальные прогулки по Русскому музею

Флигель Росси
















Русский музей » Флигель Росси » Зал 8

Зал 8

Произведения народной игрушки, вышивки и кружевоплетения XIX–начала XX веков

В восьмом зале собраны произведения народной игрушки, вышивки и кружевоплетения XIX–начала XX веков.

Игрушку делали из самых различных материалов – тряпок, соломы, шишек, но более всего из дерева и глины. Существовали небольшие очаги этого мастерства, известные только местной округе, и крупные кустарные игрушечные промыслы, славившиеся по всей России. К числу первых относятся многие центры глиняной игрушки в Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Курской губерниях. Для них типичны небольшие женские фигурки, образы всадников, коней, птиц, в давние времена олицетворявших силы природы. Многие фигурки – свистульки.

К числу крупных промыслов народной игрушки принадлежит Дымковская слобода в Вятке, Сергиев Посад и деревня Богородское под Москвой.

Дымковская глиняная игрушка известна уже в начале XIX века как непременный атрибут местного праздника Свистопляски или Свистуньи. Их лепили из местной красной глины. После просушки и обжига грунтовали мелом, разведенным на молоке, и расписывали красками, растертыми на яйце.

Сергиевские игрушки отличаются высоким мастерством резьбы по дереву. Особенно популярны были нарядные барыни и франтоватые гусары. Отходы от больших поленьев, из которых резали крупные фигуры, использовали для „щепного товара“ – небольших фигурок нянек, кормилиц, крестьянок. Делали многофигурные наборы – солдатиков, музыкантов, монахов, из которых можно было составлять разные композиции.

Другой центр деревянной игрушки находился недалеко от Сергиева посада в деревне Богородское. Богородские игрушки – чисто деревянные, в них использовались естественный цвет и фактура дерева. Их главными персонажами были степенные благообразные крестьяне и крестьянки, изображенные за обедом или занятые в хозяйстве.

Вышивка была повсеместно распространенным видом народного искусства. В XIX веке ее отличает множество локальных вариантов с неповторимыми особенностями в орнаменте, технике исполнения, цветовых сочетаниях, стилевых направлениях. В северных вышивках сохранилось много композиций, восходящих к глубокой древности. В геометрическом орнаменте, образах Матери Сырой Земли, Древа Жизни, всадников, коней, птиц, вышитых красными нитями по белому полотну, до нас дошли отголоски древней мифологии. Золотное шитье досталось народному искусству из наследия Древней Руси и в XIX–начале XX веков развивалось в ряде местностей, в том числе в Нижегородской губернии. Здесь в городе Городце вышивали золотными нитями головные платки – приметную нарядную часть местного крестьянского костюма.

XIX–начало XX веков было временем расцвета русского кружевоплетения. В нем также сложилось немало локальных центров со своими особенностями произведений в орнаменте, используемом материале, способах плетения. Наиболее известными центрами этого искусства были Вологда и районы Вологодской губернии, город Елец Орловской губернии, слобода Кукарка Вятской губернии, Михайловский уезд Рязанской губернии, образцы кружева которых представлены в витринах.


Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей.
go top