Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
    • 70 лет Победы
    • 1812 год
    • Во славу Отечества
    • Врубель
    • Добужинский
    • Защитники Отечества
    • Из Салоник в Санкт-Петербург
    • Италия
    • Коровин
    • Репин
    • Самохвалов
    • Сверчков
    • Святая Русь
    • Серов
    • Сказки, мифы, легенды
    • Спорт в искусстве
    • Суриков и Сибирь
    • Шедевры ГРМ
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

1812: Смоленская земля

  • Виртуальная выставкаa 1812

Первой публикацией из Смоленска стала выставка, которая дает возможность представить, что такое была Смоленская земля в центре Европы, на русских границах, и сколько раз ее пересекал недруг.

Небольшая, но тщательно подобранная виртуальная выставка об Отечественной войне 1812 года на основе коллекции Смоленского государственного музея-заповедника и Рославльского историко-художественного музея включает всего 28 экспонатов: работы А.Г.Венецианова, М.О.Микешина, Б.П.Виллевальде, портреты С.Карделли, К.А.Зенфа, В.В.Верещагина, Б.И.Белянинова, особый интерес представляют исторические картины А. Адама и Х.-В.Фабер дю Фора.

Разгром непобедимой армии Бонапарта изменил не только облик России. Его результатом стало крушение наполеоновской империи и радикальное изменение всей политической обстановки в Европе. Столь значимое событие не могло не вызвать интереса к документальным свидетельствам непосредственных участников событий июня – декабря 1812 года, в том числе к сериям рисунков А.Адама и Х.-В.Фабера дю Фора. Европейский зритель познакомился с этим работами в конце 1820 – начале 1830-ых годов.

Произведения Альбрехта Адама, связанные с вторжением Наполеона в Россию в 1812 году, с полным основанием можно назвать «Война и мир глазами художника». Непосредственный свидетель побед и поражений французской армии, Адам оставил в своих картинах и рисунках трагическую летопись событий, всколыхнувших все европейские страны. Художественное наследие Адама является важнейшим изобразительным и иконографическим источником о кампании 1812 года.

Если рисунки А.Адама еще несут на себе некоторый отпечаток романтичного взгляда стороннего наблюдателя (Адам – сугубо невоенный человек), то зарисовки профессионального военного Х.-В. Фабера дю Фора в большей степени запечатлели иную сторону событий. В отличие от Адама, покинувшего Россию еще до отступления французов из Москвы, Фабер дю Фор прошел весь путь наполеоновской армии: от победного марша в Москву до трагического возвращения в Польшу. День за днем он фиксировал на бумаге переправы войск, марши, бивуаки, сцены походной жизни, боевые действия.

В 1812 году при вторжении в Россию Х.-В.Фабер дю Фор – капитан артиллерии во 2-ой батарее пешей артиллерии 25-й Вюртембергской дивизии 3-го армейского корпуса маршала Нея. Он был награжден орденом Почетного легиона за свои действия в сражении под Смоленском в августе 1812 года и позже – Рыцарским крестом. В декабре 1812 года вернулся в Польшу в числе немногих выживших в катастрофическом отступлении французской армии от Москвы. От четырнадцати батальонов и шестнадцати эскадронов вюртембергской армии, участвовавших в походе на Россию, осталось всего сто солдат и офицеров (из них двадцать два артиллериста).

Рисунки Фабера дю Фора, рассказывающие о походе наполеона в Россию, были впервые показаны публике в 1816 году и произвели на современников огромное впечатление. Большая их часть представляла собой наброски, выполненные карандашом, чернилами и акварелью. В совокупности они составляли подробную «визуальную историю» кампании 1812 года. В 1827 году художник дал согласие на публикацию серии листов со сценами из 1812 года. Между 1727 и 1830 годами Фабер дю Форм, доработав существенные наброски, создал для печати законченные композиции. Итогом работ стал альбом из ста листов «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время похода 1812 года в Россию». С момента выхода в свет альбом не раз переиздавался.

Изобразительное наследие А.Адама и Х.-В.Фабера дю Форма является уникальным и имеющим большую историческую ценность.

  • Карделли С. Портрет генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. 1810-е. СМЗ
    Карделли С. Портрет Кутузова. 1810-е. СМЗ
  • Неизвестный художник. Ежели французы не скакали так, как крысы... 1812. СМЗ
    Н.Х. Ежели французы не скакали так, как крысы... 1812. СМЗ
  • Карделли С. Портрет князя Петра Ивановича Багратиона. 1812. СМЗ
    Карделли С. Багратион. 1812. СМЗ
  • Икона в дар Кутузову от смолян. Начало XIX в. СМЗ
    Икона в дар Кутузову. XIX в. СМЗ
  • Венецианов А.Г. Французы - голодные крысы в команде у старостихи Василисы. 1812. СМЗ
    Венецианов А.Г. Французы голодные крысы. 1812. СМЗ
  • Карделли С. Разбитие маршала Виктора при г. Старый Борисов 15 и 16 ноября 1812 года. 1813. РИХМ
    Карделли С. Разбитие маршала Виктора. 1813. РИХМ
  • Карделли С. Победа при Тарутине над Мюратом, королем Неаполитанским 6 октября 1812 года. 1813. РИХМ
    Карделли С. Победа при Тарутине над Мюратом.1813. РИХМ
  • Неизвестный художник. Портрет смоленского историка Н.А. Мурзакевича. 1813. СМЗ
    Н.Х. Портрет Н.А. Мурзакевича. 1813. СМЗ
  • Зенф К.А. Портрет князя Михаила Богдановича Барклая де Толли. 1816. СМЗ
    Зенф К.А. Портрет князя Барклая де Толли. 1816. СМЗ
  • Адам А. Смоленск с северной стороны. 18 августа 1812 года. XIX век. СМЗ
    Адам А. Смоленск с север. стороны. XIX век. СМЗ
  • Адам А. Смоленск 19 августа 1812 года. XIX век. СМЗ
    Адам А. Смоленск 19 августа 1812. XIX век. СМЗ
  • Фабер дю Фор. У стен Смоленска 18 августа 1812 года в 5 часов утра. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. У стен Смоленска 18 августа. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. У стен Смоленска 18 августа 1812 года утром. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. У стен Смоленска 18 августа. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. Около Стабны 19 августа 1812 года. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. Около Стабны. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. Между Дорогобужем и Славковым 27 августа 1812 года. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. Между Дорогобужем и Славковым. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. Гжатск. 5 сентября 1812 года. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. Гжатск. 5 сентября. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. В окрестностях Семлева. 28 августа 1812 года. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. В окрестностях Семлева. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. В окрестностях  Лянвовичей 13 августа 1812 года. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. В окрестностях Лянвовичей. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. В Гжатске 4 сентября 1812 года. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. В Гжатске 4 сентября. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. Бивуак под Гжатском 2 сентября 1812 года. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. Бивуак под Гжатском. 1831. РИХМ
  • Фабер дю Фор. Бивуак в  Смоленске 13 ноября 1812 года. 1827-1831. РИХМ
    Фабер дю Фор. Бивуак в Смоленске. 1831. РИХМ
  • Адам А. Бивуак в окрестностях Смоленска 19 августа 1812 года. 1827-1833. РИХМ
    Адам А. Бивуак в окрестностях Смоленска. 1833. РИХМ
  • Адам А. Бивуак в окрестностях Смоленска 19 августа 1812 года. 1827-1833. РИХМ
    Адам А. Бивуак в окрестностях Смоленска 19 августа. 1833. РИХМ
  • Микешин М.О. Дети ведут пленного француза. 1883. РИХМ
    Микешин М.О. Дети ведут пленного француза. 1883. РИХМ
  • Виллевальде Б.П. Постой офицеров в деревне. 1886. СМЗ
    Виллевальде Б.П. Постой офицеров. 1886. СМЗ
  • Верещагин В.В. Наполеон в ожидании перемирия. 1900. РИХМ
    Верещагин В.В. Наполеон. 1900. РИХМ
  • Неизвестный художник. Сычевцы. 1912. СМЗ
    Н.Х. Сычевцы. 1912. СМЗ
  • Белянинов Б.И. Портрет Василисы Кожиной. Начало 1970-х. СМЗ
    Белянинов Б.И. Василиса Кожина. 1970-е. СМЗ



Вернуться в раздел «Художественная галерея»

Мы будем рады узнать Ваш отзыв о выставке

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль